1. Стыковка арматуры сваркой
  2. Стыковка арматуры внахлест
  3. Механические способы соединения арматуры
  4. Сравнительная таблица способов стыковки (10 ключевых параметров)
  5. Оценка стоимости соединений: таблица
Содержание

Сравниваем способы соединения арматуры: сварка, нахлест, муфты

12.06.2024
Стыковка арматуры в монолитном строительстве – этап, от которого в будущем зависит прочность и долговечность сооружения. Чтобы выбрать подходящий способ соединения арматуры, необходимо знать особенности каждого. Рассказываем, в чем плюсы и минусы сварки, нахлеста и муфт.

  • Ручная дуговая сварка арматуры протяженными швами внахлест и с накладками

Другие статьи
13.07.2024
14.07.2024
01.03.2024
02.03.2024

Стыковка арматуры сваркой

Сравнительная таблица способов стыковки арматуры

На строительной площадке используется два вида сварки: дуговая и ванно-шовная.

Стыковка арматуры внахлест (вязка арматурных перепусков)

И для дуговой, и для ванно-шовной сварки характерны недостатки, которые в современных условиях могут стать критическими для проекта:

  • Требуют дополнительного оборудования, дорогостоящих сварщиков высокой квалификации, а также много расходных материалов и затрат электроэнергии.
  • Качество стыка сильно зависит от мастерства и опыта сварщика, качества самой арматуры и расходных материалов.
  • Есть особые требования к арматурной стали (свариваемость).
  • Невозможно использовать термоупрочненную арматуру.
  • Непростой контроль качества соединений: проводится при помощи радиографических и ультразвуковых методик. Необходим контроль 100% соединений.
  • Сварка арматуры делает каркас неразъемным, поэтому исправление ошибок во время сборки потребует дополнительного времени.
  • Нельзя варить при минусовой температуре, поскольку снижается качество сварного шва.
  • Высокая стоимость стыка.
Минус дуговой сварки с использованием накладок в том, что ее применяют только для малоответственных конструкций или при небольших напряжениях. Соединения, созданные с применением дуговой сварки, обладают ограниченной стойкостью к динамическим нагрузкам. Кроме того, такая технология стыковки ведет к избыточному армированию, что уменьшает объем для заполнения бетоном.
К плюсам ручной дуговой сварки относят высокую скорость работ и относительную простоту подготовки соединения.
Принцип работы: стержни обрезаются строго под прямым углом, помещаются в муфту. Далее при помощи гидравлического пресса муфта обжимается вокруг стержней.
Обеспечивают высокую прочность и долговечность соединений, что делает их подходящими для разных строительных проектов. Применяются для общественных зданий (школы, больницы), жилых и коммерческих объектов.

Этот вид соединения арматуры прост в создании и обладает высокой скоростью создания стыка – около 80 соединений за 8-часовую смену. К плюсам также относят невысокую стоимость стыка. Обучение обжимной технологии быстрое и простое, доступное персоналу с базовой квалификацией. Контроль качества поэтапный, однако не требует много времени. Необходим визуальный осмотр готовых соединений (проверка количества обжатий на муфте, сравнение с ТУ), а также инструментальный (замер относительного удлинения муфт после обжатия при помощи линейки или рулетки, сравнение с требованиями по ГОСТу)

  • Обжимные муфты для стыковки арматуры

Один из самых популярных методов. Его любят за высокую скорость работ и простоту. Для него не требуется сложного оборудования, дополнительных затрат электроэнергии или высокой квалификации рабочей силы, как в случае со сваркой. Простой контроль качества соединений и возможность пересобрать арматурный каркас в случае отклонений или ошибок – также весомые плюсы технологии.
Относительно молодая технология, которая сегодня становится все популярнее. Это способ соединения арматуры, при котором стержни соединяются при помощи муфт: резьбовых или обжимных.
Однако у обжимных муфт для стыковки арматуры есть ограничения, которые следует учесть:

  • Требует использования дополнительного оборудования непосредственно на площадке (гидравлические прессы для муфт).
  • Прессы для обжатия муфт ограничивают использование соединения в ситуации высокой насыщенности арматуры.
  • Прессы тяжелые (около 250 кг), требуют организации подвеса на месте монтажа, а также наличия расходников.
  • Наблюдается некоторое ослабление прочности арматуры.
  • Необходима обрезка арматурных стержней строго под прямым углом.
  • Требуется соблюдение особых правил безопасности при создании соединения.
  • Качество соединения зависит от качества самой арматуры и типа ее ребер.
  • Существенные размеры муфты.
  • Сниженная повторяемость параметров соединения даже на одинаковой арматуре.
  • Делает арматурный каркас неразъемным, поэтому исправление ошибок во время сборки потребует дополнительного времени.
У такой стыковки арматуры есть еще ряд преимуществ:

  • Небольшие размеры самих муфт.
  • Простой контроль качества (контроль затяжки при помощи динамометрического ключа, необходимо проверить 10% выполненных соединений при помощи муфт из одной партии).
  • Возможность укрупнения, ограниченная только работой грузоподъемных механизмов.
  • Простая подготовка арматуры: накатка резьбы на одном стержне занимает примерно 30 секунд.
  • Очень высокая скорость подготовки соединения: более 300 стыков за 8-часовую смену.
  • Возможность выполнять работы по подготовке арматуры и стыковке стержней одновременно или в разное время.
  • Низкая стоимость стыка.
  • Стойкость к циклическим нагрузкам.
  • Возможность быстро скорректировать арматурный каркас: разобрать и собрать заново, если, например, возникли отклонения от проектного положения. Повторное накручивание муфты не ухудшает ее качества, напротив – положительно сказывается на ее прочностных характеристиках. Резьба, используемая в механических соединениях, достаточно грубая, поэтому при раскручивании и новом закручивании убираются мелкие дефекты, наплывы стали, заусенцы, что приводит к более точному прилеганию и улучшению показателя деформативности.
  • Простое и быстрое обучение персонала, не требуется высокая квалификация сотрудников.

Из недостатков технологии – необходимость дополнительного оборудования. Понадобятся резьбонакатной или нарезной станок и расходные материалы для него. Однако оборудование можно взять в аренду, например, у производителя муфт. У них же, как правило, можно воспользоваться услугой обучения персонала или заказать подрядные работы, что существенно ускорит процесс.
Достоинства и недостатки этого способа соединения арматуры кроются в самой конструкции. Использование конической резьбы облегчает и ускоряет процесс монтажа, однако ослабляет арматуру. Нарезка резьбы ведет к потере части металла, уменьшая сечение самих стержней и создавая зоны с пиковыми напряжениями. Это снижает способность стыков выдерживать вибрационные нагрузки, поэтому такой вид соединения арматуры не рекомендуется использовать для объектов в сейсмоопасных зонах.
Муфты с конической резьбой требуют строгого соблюдения технологии при монтаже, при этом контроль качества готовых стыков занимает минимум времени.

К плюсам этого метода стыковки арматуры можно также отнести:

  • Стойкость к циклическим нагрузкам
  • Небольшие размеры самих муфт (что важно в условиях густого армирования)
  • Высокая скорость работ – около 150 стыков за 8-часовую смену

Механические способы соединения арматуры

Однако этот способ соединения арматуры применяется не везде. Стыковка арматуры нахлестом не используется для строительства в зонах с повышенной сейсмической активностью, а также для возведения объектов, которые испытывают динамические нагрузки (ГЭС, мосты, тоннели, промышленные здания, портовые объекты). При таком типе нагрузки стержни в каркасе могут смещаться относительно друг друга, что ведет к образованию трещин в местах перехлеста и в дальнейшем грозит разрушением бетонной конструкции.

Еще одно ограничение – диаметр арматуры. Если необходимо соединить стержни диаметром от 32 мм до 40 мм, то стыковка внахлест не рекомендуется, а при диаметре арматуры от 40 мм – такой способ соединения арматуры не допускается.

В минусам технологии также относят:

  • Перерасход арматуры, в ряде случаев – значительный, что заметно сказывается на экономических показателях стройки.
  • В некоторых конструкциях использование перехлеста приводит к сильному увеличению густоты армирования, что может негативно сказаться на качестве бетонирования.
  • Несоостность стыка и связанный с этим эксцентриситет сил, воздействующих на бетон.
  • Необходимость поперечного дублирующего армирования, что увеличивает общую трудоемкость и стоимость работ.
Этот вид сварки подходит для ответственных конструкций, где требуется максимальная устойчивость к внешним воздействиям. Рекомендуется для промышленных объектов, мостов и других критически важных инфраструктурных сооружений. Ванно-шовная сварка арматуры создает равнопрочное и долговечное соединение. Однако технология не лишена минусов. Во-первых, низкая скорость работ – специалист в среднем делает не больше 20 стыков за 8-часовую смену. Во-вторых, есть ограничения по ориентации в пространстве при изготовлении соединения.

  • Ванно-шовная сварка арматуры на стальной скобе-накладке или в инвентарных формах.

  • Резьбовые муфты для стыковки арматуры с параллельной резьбой

Принцип работы: на стержнях предварительно нарезается или накатывается (предпочтительный вариант) резьба, далее они соединяются при помощи резьбовой муфты.

Этот вид соединений арматуры создает равнопрочный стык, который не зависит от качества бетона и диаметра арматуры. Резьбовые муфты с параллельной резьбой дополнительно усиливают железобетонные конструкции. Рекомендованы к использованию для строительства в сейсмоопасных зонах, а также при возведении объектов, подверженных динамическим нагрузкам.
Принцип работы: на стержнях предварительно нарезается коническая резьба, далее они соединяются при помощи резьбовой муфты.

  • Резьбовые муфты для стыковки арматуры с конической резьбой

Оценка стоимости соединений арматуры

Заключение
Итак, при выборе способа соединения арматуры в железобетонных конструкциях важно учитывать множество требований – от технических нормативов и регламентов, до специфики проекта и запросов заказчика.

Нахлест – это простота и высокая скорость, однако метод подходит не для всех объектов. Может приводить к перерасходу арматуры и ухудшению качества бетонирования.

Ручная дуговая сварка – это довольно быстро, но использовать такой вид соединения арматуры можно только для малоответственных конструкций.

Ванно-шовная сварка – это прочно и надежно, подходит для ответственных объектов, однако очень долго и дорого.
И тот и другой вид сварки требует больших затрат на расходники, зависит от мастерства и квалификации сварщика.

Механические соединения – это высокая прочность соединений, простой и самый быстрый монтаж среди всех видов соединения арматуры, низкая стоимость соединения, отсутствие ограничений в использовании и базовые требования к квалификации персонала.

Другие статьи
13.07.2024
14.07.2024
01.03.2024
02.03.2024